Цикл лекций о современном искусстве
Лекции философа, теоретика искусства и художника Андрея Великанова.
Материал лекций состоит из четырех частей:
- теория и терминология современного искусства
- краткое описание авангардных и модернистских форм конца XIX, начала XX веков
- рассмотрение и интерпретация различных направлений и конкретных художников в период с 50-х годов XX веков до наших дней, как в зарубежном, так и в отечественном искусстве.
Лекции проходят по средам с 19.00 до 22.00
В данном курсе история современного искусства рассматривается с точки зрения теорий и концепций, которые послужили причиной появления новых форм в искусстве, или интерпретировали их. История современного искусства не может быть описана как последовательная смена формальных стилей, как это принято в классическом искусствоведении. Другой термин, «метод», который становится ключевым в искусстве с началом эпохи модернизма, характеризует не принцип отличия по внешним, формальным признакам, а по основополагающим идеям данного течения или группы художников. С появлением постмодернистской культуры терминология, служащая для описания современного искусства, еще более усложняется.
Таким образом, чтобы рассмотреть историю современного искусства, необходимо увидеть его место в общей истории искусства, как последовательности культурных эпох, сменяющих друг друга по существенным основаниям. Предлагается интерпретировать историю искусства как три эпохи (мимесис, модернизм, постмодернизм), в рамках которых складывались уникальные способы познания, философского осмысления мира и творческой реакции на этот мир.
Современное искусство представляет собой явление, возникающее на рубеже модернизма и постмодернизма, в котором сильны и существенны взаимосвязи между отдельными направлениями, однако связи с предыдущими культурными эпохами не менее важны для понимания данного явления.
Лекция | Название | Дата |
---|---|---|
1 | Искусство - стереотипы и заблуждения. Что такое современность? | -
|
2 | Зрение - как мы видим и что мы видим? Психологизм и антипсихологизм | -
|
3 | Мимесис и классическая культура. Чужая красота | -
|
4 | Вечное возвращение. Бог умер. Модерн, модернизм, авангард | -
|
5 | Русский авангард. Композиция и конструкция | -
|
6 | Баухаус. Дегенеративное искусство | -
|
7 | "Contemporary art" и "современное искусство" | - |
8 | Абстрактный экспрессионизм. Живопись цветового поля. Джексон Поллок | - |
9 | Флюксус. Ив Кляйн | - |
10 | Йозеф Бойс. Вдохновители, предшественники, коллеги, последователи | - |
11 | Поп-арт. Энди Уорхол | - |
12 | Минимализм и архитектура. Концептуализм | - |
13 | Ситуационисты. Париж 1968. Постмодернизм | - |
14 | Ролан Барт. Мифологии. Camera Lucida. Сьюзен Зонтаг. О фотографии | - |
Программа курса
Лекция 1 (вводная)Искусство - стереотипы и заблуждения. Что такое современность?
Есть несколько распространенных представлений о том, каким должно быть искусство. Например, предметом искусства должна быть красота, искусство должно говорить о духовном, художник должен владеть ремеслом... Насколько эти представления актуальны? Может ли разговор об этом помочь нам определить, что такое современность в культуре и искусстве?
Лекция 2 (вводная)
Лекция 10
Лекция 13
Ситуационисты. Париж 1968. Постмодернизм
Лекция 14
Ролан Барт. Мифологии. Camera Lucida. Сьюзен Зонтаг. О фотографии
Есть несколько распространенных представлений о том, каким должно быть искусство. Например, предметом искусства должна быть красота, искусство должно говорить о духовном, художник должен владеть ремеслом... Насколько эти представления актуальны? Может ли разговор об этом помочь нам определить, что такое современность в культуре и искусстве?
Лекция 2 (вводная)
Зрение - как мы видим и что мы видим? Психологизм и антипсихологизм
Платон и Декарт о зрении. Как нужно изображать вещи, - как они есть, какими их представляют, или какими они должны быть? Леонардо и щит Медузы. Перспектива прямая и обратная. Художники, которые научили нас видеть.
Лекция 3
Мимесис и классическая культура. Чужая красота
Периодизация культуры. Мимесис (Демокрит, Платон, Аристотель). Красота, добро, истина. Рационализм. Эстетика. Суждение вкуса, всеобщее благоволение, прекрасное и возвышенное (Иммануил Кант). Чужая красота.
Лекция 4
Вечное возвращение. Бог умер. Модерн, модернизм, авангард
Гегель и Ницше - пророки модернизма. Аполлоническое и дионисийское. Рессентимент. Модернистские художественные практики.
Лекция 5
Русский авангард. Композиция и конструкция
Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Николай Ладовский.
Лекция 6
Баухаус. Дегенеративное искусство
Модернистские музыкальные манифесты. Функционализм. Политика и искусство.
Лекция 7
"Contemporary art" и "современное искусство"
Art и искусство - что значат эти слова?
Contemporary art. Розалинд Краусс, Клемент Гринберг.
Что говорит музей? Дональд Прециози.
Можно ли дать определение искусству? Моррис Витц.
Art и искусство - что значат эти слова?
Contemporary art. Розалинд Краусс, Клемент Гринберг.
Что говорит музей? Дональд Прециози.
Можно ли дать определение искусству? Моррис Витц.
Лекция 8
Абстрактный экспрессионизм. Живопись цветового поля. Джексон Поллок
Лекция 9
Флюксус. Ив Кляйн
Лекция 10
Йозеф Бойс. Вдохновители, предшественники, коллеги, последователи
Лекция 11
Поп-арт. Энди Уорхол
Лекция 12
Лекция 11
Поп-арт. Энди Уорхол
Лекция 12
Минимализм и архитектура. Концептуализм
Минимализм. Дональд Джадд, Дэн Флавин.
Минимализм и архитектура. Энтони Каро и Норман Фостер. Фрэнк Ллойд Райт.
Язык архитектуры. Утки и сараи. Роберт Вентури.
Концептуализм. Сол Ле Витт и Джозеф Кошут.
Лекция 13
Ситуационисты. Париж 1968. Постмодернизм
Ги Дебор. Общество спектакля.
Группа The Yes Men.
Смена культурной парадигмы. Чарльз Дженкс. Жан-Франсуа Лиотар.
Лекция 14
Ролан Барт. Мифологии. Camera Lucida. Сьюзен Зонтаг. О фотографии
Лингвистический поворот и визуальный поворот.
Ролан Барт. Семиотика мифа, смерть автора, studium и punctum.
Сьюзен Зонтаг. Фиксации сознания, коллекционирующего мир.