|
|
Фотография. Этапы, тенденции, иконы
От первых дагеротипов до фотографий на смартфон
Обновленный курс лекций искусствоведа Ирины Толкачевой. 12 занятий, на которых вы узнаете о том, как фотография эволюционировала вместе с развитием техники, как реагировала на изменения в обществе, как менялся ее язык. Вы познакомитесь с основными этапами развития фотографии, узнаете как она формировала понятия о прекрасном, безобразном, нормальном и ненормальном, как меняла взгляд на реальность, на оценку событий и фактов, а также познакомитесь с великими мастерами и их работами.Вы сможете разобраться в фотографических трендах, направлениях и языках, научитесь отличить современное от архаичного и познакомитесь с критериями оценки.
*Обучение проходит в очной форме
Программа курса
Первые дагерротипные портреты, первые портретные фотоателье и их обстановка. «Визитные карточки», посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, полицейские картотеки и творчество выдающихся мастеров фотографического портрета
Louis-Jacques Daguerre, David Octavius Hill, Robert Adamson, Eugene Disderi, Nadar, Countess de Castiglione & Pierre-Louis Pierson, Сергей Львович Левицкий и др.
Композитная фотография, живопись прерафаэлитов, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.
Oscar Gustave Rejlander, Henry Peach Robinson, Julia Margaret Cameron, Eugene Durieu, Eadweard Muybridge, Etienne Jules Marey и др.
Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль "модерн" и символизм в фотографии, пикториальная фотография. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Kodak и массовое распространение любительской фотографии. От Belle Époque к авангардным художественным практикам. Спорт, эротика, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов.
George Eastman, Alfred Stieglitz, Jacques Henri Lartigue, Александр Гринберг, Юрий Еремин, Gertrude Kaesebier, Clarence White, Frederick Holland Day, Frantisek Drtikol.
Тенденции «новой фотографии» 1920-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа.
Man Ray, Laszlo Moholy-Nagy, Александр Родченко, John Heartfield, Tina Modotti, Karl Blossfeldt...
Мастера документальной и жанровой фотографии. Смена тенденций и идеологий. Фотосерии. Интерпретация реальности и собственного взгляда фотографа. Послевоенный фотогуманизм, «динамический реализм», «решающее мгновение», выставка «Род человеческий», полемика «новых документалистов» с предыдущим поколением, постепенное усложнение взгляда на человека и общество.
August Sander, Walker Evans, Henri Cartier-Bresson, Robert Doisneau, Robert Frank, Garry Winogrand, Diane Arbus.
Мастера fashion-фотографии. Эволюция жанра. Элегантность, эротика и провокативность, новаторы и революционеры, коммерция и творчество, эпатаж и самопародия, snapshot-эстетика и др.
Baron Adolf De Meyer, Cecil Beaton, William Klein, David Bailey, Irving Penn, Richard Avedon, Helmut Newton.
Военный и социальный фоторепортаж, роли фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения. Социальный фоторепортаж на рубеже веков, формирование принципов пролетарского фоторепортажа, журнал «СССР на стройке», советский военный фоторепортаж, фотоагентство Magnum, журнал LIFE и др.
Lewis Hine, Аркадий Шайхет, Dorothea Lange, Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Robert Capa, Alfred Eisenstaedt, Eddie Adams.
Мастера американской фотографии 1930-60-х годов. Группа f/64 и поиски прекрасного. Распространение научной фотографии в популярных иллюстрированных журналах и расширение горизонтов зрения. Новые тенденции в послевоенной художественной фотографии. Новая абстрактная фотография и «Метафизический реализм». Творчество мастеров этого периода многие считают классикой и образцом для подражания по сей день.
Edward Weston, Imogen Cunningham, Ansel Adams, Harold Edgerton, Lennart Nilsson, William Garnett, Aaron Siskind, Harry Callahan, Minor White, Jerry Uelsmann.
Фотография, объединяющая процесс творчества и процесс его исследования. Художественно-фотографические практики, начиная с 1970-х гг, актуальные до настоящего времени. Вопросы массового сознания, гиперреализм в живописи и фотография. Дюссельдорфская школа, «сконструированная реальность». Рождение и развитие современной аналитической фотографии.
Bernd & Hilla Becher, Thomas Ruff, Andreas Gursky, Duane Michals, Jeff Wall, Thomas Demand.
Фотография и актуальные художественные практики конца XX – начала XXI века. Проблемы самоидентификации посредством фотографии. Фотографические исследования категорий тела и пола, социальных стереотипов и табу. Субкультуры и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии, пересечение коммерческого и художественного, критика общества и творческое самовыражение.
Robert Mapplethorpe, Joel-Peter Witkin, Nan Goldin, Larry Clark, Pierre et Gilles, Oliviero Toscani
“Deadpan”. Несмотря на долгую историю и распространённость этого метода в современной документальной и художественной фотографии, этот «протокольный» способ до сих пор вызывает недоумение и даже агрессию у зрителей, привыкших к традиционным методам. Но что такое «традиционный» метод, так ли он традиционен? Действительно ли на этих снимках «ничего не происходит»? Или сухим языком протокола можно говорить об интересном и важном – обществе, политике, науке и традициях искусства?
Lewis Baltz, Stephen Shore, Naoya Hatakeyama, Edward Burtynsky, Richard Misrach, Rineke Dijkstra
Телесность, пол, здоровье, самоидентификация, экология, научное знание, кибербезопасность, постправда, фальсификации, понятия о прекрасном и безобразном, приватное и публичное в меняющемся мире - обзор тем и сюжетов, интересующих общество и фотографию последние 15 лет и прямо сейчас. Как можно говорить об этом средствами фотографии? Как фотография реагирует на вызовы современности? Что изменилось в самой фотографии, а что осталось неизменным со времени её изобретения?
Joan Fontcuberta, Trish Morrissey, Iiu Susiraja, Melanie Manchot, Catherine Chalmers, Diana Sсherer