Подписка на скидки и новости Photoplay
Мы никому не скажем ваш email!

Живая пленка. Мастер-класс Павла Косенко




Почему пленочная (аналоговая) фотография возрождается? Зачем снимать на пленку в XXI веке? Какие фотопленки сегодня производятся и чем они отличаются друг от друга? Как снимать, проявлять, печатать, сканировать и обрабатывать пленочные сканы?
На новом мастер-классе Павел Косенко ответит на эти и другие вопросы.

Мастер-класс будет интересен как пленочным, так и цифровым фотографам.
Первые – структурируют свои знания и узнают что-то новое о работе с современными фотопленками. Вторые – познакомятся с «аналоговыми» принципами обработки изображений и научатся применять их в цифровой обработке.



Программа мастер-класса


Пленочная фотография в наше время
Тенденции на рынке фотопленки за последние 15 лет — падение, дно и снова рост. Аналогии с другими технологиями прошлого. Почему дискеты и CD умерли, а лампа и винил продолжают жить? Почему пленка возрождается? Новые производства и проекты за последние 5 лет. Кто они, современные пленочные фотографы — «бородатые дядьки» или молодое поколение, идущее в ногу со временем? Зачем снимать на пленку в век цифровой фотографии?

Как устроена фотопленка
Галогениды серебра, как основа пленочного изображения. Зерно классической и «T» форм. Технические и эстетические различия между зерном от шумом матрицы, возможные способы эмуляции. Основные характеристики фотопленок, понятие чувствительности эмульсии.

Разновидности фотопленок
Черно-белые и цветные фотопленки. Негатив и позитив (слайд) — область применения, принципиальные отличия, принципы экспонирования. Плотность и динамический диапазон. Аналогии с основными форматами в цифровой фотографии Raw и JPEG. Принципы интерпретации цветных изображений при просмотре на проекторе, печати в темной комнате и сканировании. Степень и допустимость коррекции. Типоразмеры фотопленок — узкие, средний и большой формат. Ключевые различия, объем, зерно.

Современные ч/б фотопленки
«Быстрые» и «медленные» фотопленки. Классическое зерно и зерно Т-формы. «Гибкость» фотопленок к push/pull процессам. Особенности экспонирования. Принципиальные отличия между push/pull при проявке и экспозицией при Raw-конвертации. Основные производители ч/б фотопленок в наше время и их продукция. Примеры фотографий. Позитивные черно-белые фотопленки.

Современные цветные фотопленки
Основные цветные фотопленки, производящиеся в наше время. Примеры фотографий. Кинопленки D и T типов, съемка в родных и непредназначенных условиях.

Проявка фотопленок
Основные процессы проявки фотопленок: D-76, C-41, ECN-2, E-6. Коррекция Push/pull в привязке к условиям экспонирования. Почему push/pull при проявке и экспокоррекция при Raw-конвертации это не одно и тоже. Нестандартные проявители и медленная проявка в разбавленных расстворах. Машинная и ручная проявка в Jobo, температурные режимы и тепловая ванна. Влияние температуры расстворов и интенсивности агитации на результат проявки. Управление зерном, плотностью и контрастом негатива, пределы влияния. Аналогии с кривыми Curves в Фотошопе. Кросс-процессы, обращение черно-белых пленок. Как проявлять в домашних условиях.

Ручная оптическая печать в тёмной комнате
Печать фотографий как способ интерпретации фотографического изображения. Различия в интерпретации позитивных и негативных фотопленок. Черно-белая оптическая печать. Принципы управления контрастом изображения. Моно- и мультиконтрастные фотобумаги. Использование контрастных фильтров. Предзасветка бумаги перед экспонированием и печать на мокрой бумаге. Маскирование.
Цветная оптическая печать. Как устроена «цветная» голова фотоувеличителя. Управление балансом белого и связкой «плотность/контраст» для цветных изображений. Насыщенность, как яркость красок в светочуствительных слоях эмульсии фотобумаги.
«Аналоговый фотошоп» — какие манипуляции возможны при ручной оптической печати в темной комнате? Аналогии между аналоговыми процессами и воздействием кривых Curves в Adobe Photoshop. Почему никогда не стоит повышать насыщенность и что делать вместо этого. Какие инструменты Adobe Photoshop наследуют аналоговые принципы обработки, а какие ушли далеко от них?

Сканирование фотопленок
Современная индустрия фильмлабов. Куда делись киоски Kodak Express и где теперь покупают, проявляют и сканируют фотопленки? Основные виды сканеров, которые используются в наше время. Правильный софт и железо под него. Оптическое разрешение сканирования. Форматы файлов — неочевидные отличия JPEG и TIFF, какой формат выбрать. Две чаши весов — быстрое и качественное сканирование, разумный баланс в зависимости от задач. Как сканировать, чтобы избежать потом дополнительной обработки? Плюсы и минусы технологии автоматического удаления пыли и царапин Digital Ice. Каталогизация сканов в привязке к каталогизации и архивному хранению фотопленок. Быстрый поиск негативов для печати.

Компьютерная обработка сканов
Нужно ли обрабатывать сканы? В каких случаях можно сказать, что пленочные фотографии «без обработки», а в каких случаях так сказать нельзя? Почему одни и те же пленки по-разному сканируют и печатают в разных лабораториях? Почему пленки при этом остаются узнаваемыми? Почему у разных фотографов на одни и те же пленки получаются разные результаты? Почему скан сложно испортить обработкой? Что такое «настоящий пленочный цвет»? Почему его сложно достичь с помощью цифровых технологий и в каком направлении для этого двигаться? Скан, как частный случай цифрового изображения. Гибридная технология. Аналоговые принципы обработки сканов по аналогии с манипуляциями при ручной печати в тёмной комнате. Способы и инструменты коррекци в Adobe Photoshop, степень вмешательства. Пошаговая инструкция обработки сканов на конкретном примере. Некоторые хитрости и приемы.

Обработка цифровых фотографий в традиции пленочных изображений
Базовые принципы обработки цифровых фотографий, исходя из аналоговых подходов к работе с негативными фотопленками. Анализ инструментов Adobe Camera Raw (Lightroom) на предмет аналогичных манипуляций при проявке и оптической печати. Почему цифровая фотография уводит от эстетичного результата и как с этим бороться. Избавляемся от лишних ползунков, максимально упрощаем процесс Raw-конвертации в соответствии с пленочными традициями. Как именно использовать оставшиеся инструменты? Последовательность действий при обработке цифровых фотографий на конкретном примере.


 

Павел Косенко
Павел Косенко преподаватель
Фотограф, исследователь цвета, автор многочисленных статей, посвященных вопросам фотосъемки и обработки фотографий. Автор бестселлера «Живая цифра»
Один из основателей клуба «Фреймвей» и творческой лаборатории "Среда"
Автор и ведущий популярного блога о фотографии и путешествиях.

сайт: www.pavelkosenko.com

Ведет курсы:
Живая пленка. Мастер-класс Павла Косенко
Павел Косенко. Как научиться видеть цвет


Работы Павла Косенко:



События

Фотошкола

Фотостудии

Поиск по сайту

Новости

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ