Подписка на скидки и новости Photoplay
Мы никому не скажем ваш email!

Лекции по истории фотографии

Duane Michaels

Duane Michals, Madame Schroedinger's Cat, 1998.

Знание истории фотографии и процессов, происходящих в фотографическом мире, необходимо тому, кто планирует серьезно заниматься фотографией, чтобы четче определить собственные цели и лучше ориентироваться в современной визуальной культуре.

На лекциях слушатели узнают о том, как фотография формировала новый взгляд на реальность, на способы ее изображения, на оценку событий и фактов. Как фотография выступала средством пропаганды или источником скандалов. Как фотография формировала стиль жизни и показывала явления с неожиданной стороны.

История фотографии неотделима от истории множества других процессов истории общества: искусства, политики, идеологии, науки, быта и нравов, моды, рекламы, стереотипов поведения, массовых коммуникаций, восприятия собственного тела, человеческих отношений. Обо всем этом сквозь призму истории фотографии пойдет речь на лекциях.

Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней. 

Лекции читает искусствовед Ирина Толкачева



Программа курса


Лекция 1. Фотографическое портретирование в XIX веке

На примере портрета – самого популярного жанра коммерческой и художественной фотографической практики – рассматриваются различные вопросы функционирования фотографии в 19 веке. Первые дагерротипные портреты, первые портретные фотоателье и их обстановка. Как следовало одеваться, причесываться и вести себя у фотографа. «Визитные карточки», посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, полицейские картотеки и творчество выдающихся мастеров фотографического портрета – эти и другие темы будут рассмотрены на лекции.
Louis-Jacques Daguerre, David Octavius Hill, Robert Adamson, Eugene Disderi, Nadar, Countess de Castiglione & Pierre-Louis Pierson, Сергей Львович Левицкий и др.


Лекция 2. Живопись и фотография в XIX веке

Лекция посвящена разнообразным формам взаимовлияния живописи и фотографии. Композитная фотография, живопись прерафаэлитов, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Критика, полемика и скандалы, сопровождавшие попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.
Oscar Gustave Rejlander, Henry Peach Robinson, Julia Margaret Cameron, Eugene Durieu, Eadweard Muybridge, Etienne Jules Marey и др.


Лекция 3. Ар Нуво и Ар Деко

Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль Модерн и Символизм в фотографии, пикториальная фотография как международное явление. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Компания Кодак и массовое распространение любительской фотографии. Переход от идеологии Прекрасной эпохи к авангардным художественным практикам. Спорт, эротика, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов.
George Eastman, Alfred Stieglitz, Jacques Henri Lartigue, Александр Гринберг, Юрий Еремин, Gertrude Kaesebier, Clarence White, Frederick Holland Day, Frantisek Drtikol.


Лекция 4. Эксперименты 20-х

На лекции рассматриваются тенденции «новой фотографии» 1920-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа.
Man Ray, Laszlo Moholy-Nagy, Александр Родченко, John Heartfield, Tina Modotti, Karl Blossfeldt...


Лекция 5. Документальная и жанровая фотография в XX веке

На примере творчества выдающихся мастеров документальной и жанровой фотографии рассматривается смена тенденций и идеологий. Фотокниги и фотосерии, вопросы интерпретации реальности и собственного взгляда фотографа. Послевоенный фотогуманизм, «динамический реализм», «решающее мгновение», выставка «Род человеческий», полемика «новых документалистов» с предыдущим поколением.
August Sander, Walker Evans, Henri Cartier-Bresson, Robert Doisneau, Robert Frank, Garry Winogrand, Diane Arbus.


Лекция 6. Fashion-фотография

На примере творчества выдающихся мастеров фотографии моды рассматривается эволюция этого вида фотографической практики. Традиции студийной съемки, элегантность, эротика и провокативность, новаторы и революционеры глянца, коммерция и творчество, эпатаж и самопародия, snapshot-эстетика и др.
Baron Adolf De Meyer, Cecil Beaton, William Klein, David Bailey, Irving Penn, Richard Avedon, Helmut Newton.


Лекция 7. Фоторепортаж в XX веке

Лекция посвящена вопросам военного и социального фоторепортажа, роли фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения и т.п. Социальный фоторепортаж на рубеже веков, формирование принципов пролетарского фоторепортажа, журнал «СССР на стройке», фотографическая миссия FSA, Советский военный фоторепортаж, фотоагентство Магнум, журнал LIFE, фотографы войны во Вьетнаме и др.
Lewis Hine, Аркадий Шайхет, Dorothea Lange, Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Robert Capa, Alfred Eisenstaedt, Eddie Adams.


Лекция 8. Глаз и Мысль, Поэзия и Факты

Лекция посвящена, в основном, американской фотографии 1930-60-х годов, но творчество избранных американских авторов отражает общемировые тенденции. Группа f/64 и поиски прекрасного исключительно фотографическими средствами. Распространение научной фотографии в популярных иллюстрированных журналах и расширение горизонтов зрения. Новые тенденции в послевоенной художественной фотографии. Новая абстрактная фотография и «Метафизический реализм».
Edward Weston, Imogen Cunningham, Ansel Adams, Harold Edgerton, Lennart Nilsson, William Garnett, Aaron Siskind, Harry Callahan, Minor White, Jerry Uelsmann.


Лекция 9. Концептуальная фотография

Фотография, объединяющая процесс творчества и процесс его исследования. В лекции рассматриваются художественно-фотографические практики, начиная с 1970-х гг. Вопросы массового сознания, формируемого массово циркулирующими фотографическими изображениями. Гиперреализм в живописи и фотография. Дюссельдорфская школа, феномен «сконструированной реальности» и т.п.
Bernd & Hilla Becher, Thomas Ruff, Andreas Gursky, Duane Michals, Jeff Wall, Thomas Demand.


Лекция 10. Искусство, ирония, эпатаж

На лекции рассматриваются вопросы взаимодействия фотографии с актуальными художественными практиками в конце XX – начале XXI века. Проблемы самопрезентации, самоидентификации личности посредством фотографии. Фотографические исследования категорий тела и пола, социальных стереотипов и табу. Введение в поле зрения социума различных субкультур и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии.
Robert Mapplethorpe, Joel-Peter Witkin, Nan Goldin, Larry Clark, Pierre et Gilles, Oliviero Toscani.

 

Ирина Толкачева
Ирина Толкачева преподаватель

Искусствовед, куратор выставок. Член Ассоциации искусствоведов.

Ведет лекции по истории фотографии и истории искусств в МПГУ им Ленина, в Школе современного искусства при Московском музее современного искусства, в Московской Академии образования Натальи Нестеровой.

Публикации в интернете: Фотография в художественном процессе рубежа 19-20 веков, Фоторепортаж 19 века: две войны, Сконструированная реальность.



Ведет курсы:
Лекции по истории фотографии
Стрит-фотография сегодня
Моя бабушка снимает лучше
Викторианская готика



События

Фотошкола

Фотостудии

Поиск по сайту

Новости

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ