Цикл лекций о современном искусстве


sovrisk1.jpg

Лекции философа, теоретика искусства и художника Андрея Великанова.

Материал лекций состоит из четырех частей:
  • теория и терминология современного искусства
  • краткое описание авангардных и модернистских форм конца XIX, начала XX веков
  • рассмотрение и интерпретация различных направлений и конкретных художников в период с 50-х годов XX веков до наших дней, как в зарубежном, так и в отечественном искусстве.

Лекции проходят по средам с 19.00 до 22.00

В данном курсе история современного искусства рассматривается с точки зрения теорий и концепций, которые послужили причиной появления новых форм в искусстве, или интерпретировали их. История современного искусства не может быть описана как последовательная смена формальных стилей, как это принято в классическом искусствоведении. Другой термин, «метод», который становится ключевым в искусстве с началом эпохи модернизма, характеризует не принцип отличия по внешним, формальным признакам, а по основополагающим идеям данного течения или группы художников. С появлением постмодернистской культуры терминология, служащая для описания современного искусства, еще более усложняется.
Таким образом, чтобы рассмотреть историю современного искусства, необходимо увидеть его место в общей истории искусства, как последовательности культурных эпох, сменяющих друг друга по существенным основаниям. Предлагается интерпретировать историю искусства как три эпохи (мимесис, модернизм, постмодернизм), в рамках которых складывались уникальные способы познания, философского осмысления мира и творческой реакции на этот мир.
Современное искусство представляет собой явление, возникающее на рубеже модернизма и постмодернизма, в котором сильны и существенны взаимосвязи между отдельными направлениями, однако связи с предыдущими культурными эпохами не менее важны для понимания данного явления.

ЛекцияНазваниеДата
1Искусство - стереотипы и заблуждения. Что такое современность?-           
2Зрение - как мы видим и что мы видим? Психологизм и антипсихологизм-           
3Мимесис и классическая культура. Чужая красота-
4Вечное возвращение. Бог умер. Модерн, модернизм, авангард-
5Русский авангард. Композиция и конструкция-
6Баухаус. Дегенеративное искусство-
7"Contemporary art" и "современное искусство"-
8Абстрактный экспрессионизм. Живопись цветового поля. Джексон Поллок-
9Флюксус. Ив Кляйн-
10Йозеф Бойс.  Вдохновители, предшественники, коллеги, последователи-
11Поп-арт. Энди Уорхол-
12Минимализм и архитектура. Концептуализм-
13Ситуационисты. Париж 1968. Постмодернизм-
14Ролан Барт. Мифологии. Camera Lucida. Сьюзен Зонтаг. О фотографии-


Программа курса

Лекция 1 (вводная) 
Искусство - стереотипы и заблуждения. Что такое современность?
Есть несколько распространенных представлений о том, каким должно быть искусство. Например, предметом искусства должна быть красота, искусство должно говорить о духовном, художник должен владеть ремеслом... Насколько эти представления актуальны? Может ли разговор об этом помочь нам определить, что такое современность в культуре и искусстве?

Лекция 2 (вводная) 
Зрение - как мы видим и что мы видим? Психологизм и антипсихологизм
Платон и Декарт о зрении. Как нужно изображать вещи, - как они есть, какими их представляют, или какими они должны быть? Леонардо и щит Медузы. Перспектива прямая и обратная. Художники, которые научили нас видеть. 

Лекция 3
Мимесис и классическая культура. Чужая красота
Периодизация культуры. Мимесис (Демокрит, Платон, Аристотель). Красота, добро, истина. Рационализм. Эстетика. Суждение вкуса, всеобщее благоволение, прекрасное и возвышенное (Иммануил Кант). Чужая красота.
 
Лекция 4
Вечное возвращение. Бог умер. Модерн, модернизм, авангард
Гегель и Ницше - пророки модернизма. Аполлоническое и дионисийское. Рессентимент. Модернистские художественные практики.
 
Лекция 5
Русский авангард. Композиция и конструкция
Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Николай Ладовский.

Лекция 6
Баухаус. Дегенеративное искусство
Модернистские музыкальные манифесты. Функционализм.  Политика и искусство.

Лекция 7
"Contemporary art"  и "современное искусство"
Art и искусство - что значат эти слова?
Contemporary art. Розалинд Краусс, Клемент Гринберг.
Что говорит музей? Дональд Прециози.
Можно ли дать определение искусству? Моррис Витц.


Лекция 8
Абстрактный экспрессионизм. Живопись цветового поля. Джексон Поллок

Лекция 9
Флюксус. Ив Кляйн

Лекция 10
Йозеф Бойс.  Вдохновители, предшественники, коллеги, последователи

Лекция 11
Поп-арт. Энди Уорхол

Лекция 12
Минимализм и архитектура. Концептуализм 
Минимализм. Дональд Джадд, Дэн Флавин.
Минимализм и архитектура. Энтони Каро и Норман Фостер. Фрэнк Ллойд Райт.
Язык архитектуры. Утки и сараи. Роберт Вентури.
Концептуализм. Сол Ле Витт и Джозеф Кошут.

Лекция 13
Ситуационисты. Париж 1968. Постмодернизм 
Ги Дебор. Общество спектакля.
Группа The Yes Men.
Смена культурной парадигмы. Чарльз Дженкс. Жан-Франсуа Лиотар.

Лекция 14
Ролан Барт. Мифологии. Camera Lucida. Сьюзен Зонтаг. О фотографии
Лингвистический поворот и визуальный поворот.
Ролан Барт. Семиотика мифа, смерть автора, studium и punctum.
Сьюзен Зонтаг. Фиксации сознания, коллекционирующего мир.