Исполнение повседневности
Лекции Алексея Масляева о современном искусстве.
Артистические практики середины прошлого века уверенно заявили о размывании границ между различными видами искусства. Художники, музыканты, театральные исполнители и режиссеры, по отдельности или в сотрудничестве друг с другом, стремились сблизить искусство и жизнь, тем самым создавая возможности для нового эстетического опыта, чувственного переживания произведения. Они привнесли в язык искусства спектр разнообразных проявлений повседневной жизни (естественные движения – у Каннингема, Ивонны Райнер и Пины Бауш, звуковая повседневная среда – у Кейджа, и так далее), освобождая художественное высказывание от диктата жестких академических ограничений и правил.
В изобразительном искусстве, музыке, литературе, театре – во всех видах артистической деятельности произведение начинает пониматься как действие («экшн») или событие в противоположность объекту (артефакту). Изменяются сами условия творческой практики и ее восприятие. Произведение-событие возникает, развивается и формируется при участии всех вовлеченных людей: художников и зрителей. Их совместный опыт – опыт совместного проживания события – становится необходимой составляющей чувственного и эмоционального отклика и расширяет представления о том, что есть произведение искусства.
Лекция посвящена исполнительским и перформативным практикам второй половины XX века, реализованным и в современном искусстве, и в театре. На ней будут рассмотрены произведения Мерса Каннингема, Джона Кейджа, представителей Judson Dance Theatre, Алана Капроу, Пины Бауш. Рассказ о них будет сопровождаться иллюстративными и видео-материалами.