Фотография. Этапы, тенденции, иконы

 
Уровень:
Продолжительность:
Форма обучения:

Любой
2 часа
Очная


 
Изображение

От первых дагеротипов до фотографий на смартфон
Обновленный курс лекций искусствоведа Ирины Толкачевой. 12 занятий, на которых вы узнаете о том, как фотография эволюционировала вместе с развитием техники, как реагировала на изменения в обществе, как менялся ее язык. Вы познакомитесь с основными этапами развития фотографии, узнаете как она формировала понятия о прекрасном, безобразном, нормальном и ненормальном, как меняла взгляд на реальность, на оценку событий и фактов, а также познакомитесь с великими мастерами и их работами.
Вы сможете разобраться в фотографических трендах, направлениях и языках, научитесь отличить современное от архаичного и познакомитесь с критериями оценки.

*Обучение проходит в очной форме
ДАТА УТОЧНЯЕТСЯ   что это?
ОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ

Программа курса

 
Изображение
Лекция 1. Фотографическое портретирование в XIX веке
Первые дагерротипные портреты, первые портретные фотоателье и их обстановка. «Визитные карточки», посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, полицейские картотеки и творчество выдающихся мастеров фотографического портрета

Louis-Jacques Daguerre, David Octavius Hill, Robert Adamson, Eugene Disderi, Nadar, Countess de Castiglione & Pierre-Louis Pierson, Сергей Львович Левицкий и др. 

 
Изображение
Лекция 2. Живопись и фотография в XIX веке

Композитная фотография, живопись прерафаэлитов, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.
Oscar Gustave Rejlander, Henry Peach Robinson, Julia Margaret Cameron, Eugene Durieu, Eadweard Muybridge, Etienne Jules Marey и др.

 
Изображение
Лекция 3. От "Belle Epoque" к авангарду

Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль "модерн" и символизм в фотографии, пикториальная фотография. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Kodak и массовое распространение любительской фотографии. От Belle Époque к авангардным художественным практикам. Спорт, эротика, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов.
George Eastman, Alfred Stieglitz, Jacques Henri Lartigue, Александр Гринберг, Юрий Еремин, Gertrude Kaesebier, Clarence White, Frederick Holland Day, Frantisek Drtikol.

 
Изображение
Лекция 4. Новая фотография 20-х

Тенденции «новой фотографии» 1920-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа.
Man Ray, Laszlo Moholy-Nagy, Александр Родченко, John Heartfield, Tina Modotti, Karl Blossfeldt...

 
Изображение
Лекция 5. Мастера документальной фотографии

Мастера документальной и жанровой фотографии. Смена тенденций и идеологий. Фотосерии. Интерпретация реальности и собственного взгляда фотографа. Послевоенный фотогуманизм, «динамический реализм», «решающее мгновение», выставка «Род человеческий», полемика «новых документалистов» с предыдущим поколением, постепенное усложнение взгляда на человека и общество.
August Sander, Walker Evans, Henri Cartier-Bresson, Robert Doisneau, Robert Frank, Garry Winogrand, Diane Arbus.

 
Изображение
Лекция 6. Fashion-фотография

Мастера fashion-фотографии. Эволюция жанра. Элегантность, эротика и провокативность, новаторы и революционеры, коммерция и творчество, эпатаж и самопародия, snapshot-эстетика и др.
Baron Adolf De Meyer, Cecil Beaton, William Klein, David Bailey, Irving Penn, Richard Avedon, Helmut Newton.

 
Изображение
Лекция 7. Фоторепортаж в XX веке

Военный и социальный фоторепортаж, роли фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения. Социальный фоторепортаж на рубеже веков, формирование принципов пролетарского фоторепортажа, журнал «СССР на стройке», советский военный фоторепортаж, фотоагентство Magnum, журнал LIFE и др.
Lewis Hine, Аркадий Шайхет, Dorothea Lange, Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Robert Capa, Alfred Eisenstaedt, Eddie Adams.

 
Изображение
Лекция 8. Глаз и мысль, поэзия и факты

Мастера американской фотографии 1930-60-х годов. Группа f/64 и поиски прекрасного. Распространение научной фотографии в популярных иллюстрированных журналах и расширение горизонтов зрения. Новые тенденции в послевоенной художественной фотографии. Новая абстрактная фотография и «Метафизический реализм». Творчество мастеров этого периода многие считают классикой и образцом для подражания по сей день.
Edward Weston, Imogen Cunningham, Ansel Adams, Harold Edgerton, Lennart Nilsson, William Garnett, Aaron Siskind, Harry Callahan, Minor White, Jerry Uelsmann.

 
Изображение
Лекция 9. Концептуальная фотография

Фотография, объединяющая процесс творчества и процесс его исследования. Художественно-фотографические практики, начиная с 1970-х гг, актуальные до настоящего времени. Вопросы массового сознания, гиперреализм в живописи и фотография. Дюссельдорфская школа, «сконструированная реальность». Рождение и развитие современной аналитической фотографии.
Bernd & Hilla Becher, Thomas Ruff, Andreas Gursky, Duane Michals, Jeff Wall, Thomas Demand.

 
Изображение
Лекция 10. Искусство, ирония, эпатаж

Фотография и актуальные художественные практики конца XX – начала XXI века. Проблемы самоидентификации посредством фотографии. Фотографические исследования категорий тела и пола, социальных стереотипов и табу. Субкультуры и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии, пересечение коммерческого и художественного, критика общества и творческое самовыражение.
Robert Mapplethorpe, Joel-Peter Witkin, Nan Goldin, Larry Clark, Pierre et Gilles, Oliviero Toscani

 

Изображение
Лекция 11. Deadpan

“Deadpan”. Несмотря на долгую историю и распространённость этого метода в современной документальной и художественной фотографии, этот «протокольный» способ до сих пор вызывает недоумение и даже агрессию у зрителей, привыкших к традиционным методам. Но что такое «традиционный» метод, так ли он традиционен? Действительно ли на этих снимках «ничего не происходит»? Или сухим языком протокола можно говорить об интересном и важном – обществе, политике, науке и традициях искусства?
Lewis Baltz, Stephen Shore, Naoya Hatakeyama, Edward Burtynsky, Richard Misrach, Rineke Dijkstra

 

Изображение
Лекция 12. Актуальные тенденции современности

Телесность, пол, здоровье, самоидентификация, экология, научное знание, кибербезопасность, постправда, фальсификации, понятия о прекрасном и безобразном, приватное и публичное в меняющемся мире - обзор тем и сюжетов, интересующих общество и фотографию последние 15 лет и прямо сейчас.  Как можно говорить об этом средствами фотографии? Как фотография реагирует на вызовы современности? Что изменилось в самой фотографии, а что осталось неизменным со времени её изобретения?
Joan Fontcuberta, Trish Morrissey, Iiu Susiraja, Melanie Manchot, Catherine Chalmers, Diana Sсherer