Андрей Рогозин в своем facebook об обучении фотографии:

"Простые навыки, если их методично и системно прорабатывать, складываются в паттерны поведения. И вроде бы все хорошо, но, как говорит известный психолог Андерс Эрикссон: «Профессионал постоянно и сознательно пресекает любой автоматизм, ориентируясь на результаты, превосходящие его нынешний уровень подготовки. Чем больше времени профессионалы могут уделить осознанной практике с полной концентрацией, тем более развитым и отточенным будет их мастерство».
И это очень важно понимать. Любителю достаточно сформировать первичный устойчивый навык и его вполне себе бытовая задача обретает хорошее системное решение. Сколько там надо часов практики в автошколе, чтобы сдать на права? Ну уж никак не 10000. Обратите внимание, я не сказал "чтобы стать хорошим водителем", нет. Потому что что такое "хороший" водитель надо еще определить. А вот со сдачей на права все вполне понятно. Но если вы хотите участвовать в ралли или дрифт-рейсе, гонках формулы-1 или ралли Париж-Дакар, 50 часов явно маловато.

Тут нужны тысячи, те самые десятки тысяч часов. И заметная их часть будет посвящена не отработке супер-трюков, нет. А самым "простым" вещам, которым в автошколе даже и не учат толком, таким, например, как выбор оптимальной траектории прохождения поворота. Или кулинария. Что нужно среднему домашнему повару? Рецепты и некий минимальный набор умений. Чему учат на серьезных курсах, дающих профессию повара? Резать, резать и еще раз резать. Много. Долго. Резать и крошить, пока это умение не будет доведено до фантастических для обычного человека скоростей. То есть опять шлифуем базовые техники.


То же самое в фотографии. Любителю достаточно знать пару десятков простых технологических правил и дюжину композиционных приемов для того, чтобы в отпуске, на дне рождения, на даче и шашлыках выдавать вполне приемлемые "фотки" и иногда даже "фотографии". Профессионал, если он хочет развиваться, каждый раз подходит к съемке как к исследованию, испытанию, поводу поднять свою планку еще чуть выше, отточить свои навыки еще чуть больше. Увидеть реальность чуть точнее, чуть полнее, найти наиболее точный изобразительный язык именно для этой конкретной задачи, выложиться полностью и еще чуть-чуть, чтобы сделать работу более интересной, чем получилось в прошлый раз. Фотограф, безусловно, получает удовольствие от того что он делает - это критически важный момент в творчестве, но он и осознает главный принцип всего творчества: совершенство недостижимо.

Вообще, мне кажется, что именно это одна из главных задач творческого человека - научиться понимать, что совершенство недостижимо, стремиться к нему, и при этом находить радость в создании заведомо несовершенного. Если такого восприятия реальности творческому человеку достичь не удается, то обычно на выходе мы получаем стрессы, неврозы, трагедии, сломанные судьбы, в общем ничего хорошего. Иногда - еще и гениальные произведения, да, слова из песни не выкинешь. Но если научиться радоваться каждому достигнутому творческому результату, любить каждую минуту, проведенную в работе над своим произведением, и при этом продолжать испытывать возбуждение и охотничий азарт от погони за мечтой...

Пожалуй, именно этого я бы пожелал каждому творческому человеку. То есть всем нам, дорогие мои. И хороших всем выходных!"


источник



События Photoplay