Joel Meyerowitz: Вопрос цвета



С самого начала моей фотографической карьеры — буквально с самой первой кассеты плёнки — я работал в цвете и верил в потенциал цвета. Почему бы нет? Мир цветной. Даже не было вопросов о том какую пленку использовать. Кроме того, в этот волнительный период открытия для себя фотографии, я хотел видеть отснятые фотографии как можно скорее, получив готовые карточки в лаборатории.

Конечно тогда я был молод и неопытен и не знал о стойком неприятии цветной фотографии в среде профессионалов. Цвет в фотографии тогда имел оттенок коммерции, абсолютного любительства, аляповатой пестроты. Кроме того было почти невозможно печатать цветные фото самостоятельно в собственной лаборатории. Изо всех этих ограничений только последнее было справедливо: обработка и печать были сложны, особенно если вы были молодым фотографом без серьезной материальной базы.

В 1965 году я начал носить две камеры каждый день, одну с цветной, а другую с ч/б пленкой. Но я никогда не пытался сравнивать два почти идентичных кадра, и понять какой же вариант для меня более комфортен. Примерно в это время я встретил текст Джона Жарковского, где говорилось, что фотография описывает то, что происходит перед камерой. Это простая мысль заставила меня серьезно задуматься об идее фиксации реальности и о том, что накопление информации и есть самая главная функция фотографии.

В 1966-67-м я провел год в Европе, а когда вернулся обратно я смог внимательно изучить эти пары цветных и черно-белых кадров. Я увидел, что цветная фотография содержит в себе больше информации — только и всего! В ней было гораздо больше материала для видения и суждения, в то время как ч/б сводила цвета мира к монохромной гамме. Пока фотография была черно-белой, в течении более чем ста лет появилось множество замечательных картинок, но мы вошли в новый этап развития и цвет, как и все средства изображения, вступил в диалог с традиционной системой видения.

Цветная пленка была более требовательна — подбор экспозиции должен быть более тщательным, чем в ч/б. Но при ее помощи мы видели больше нюансов в описании окружающего мира. Такие качества изображения как резкость и целостность принуждали меня «читать» внутри кадра более внимательно, ведь даже маленький цветовой акцент на заднем плане придавал значение всему кадру. Наконец, когда я начал мыслить таким образом, запустился процесс осознания того, что я делаю. Я чувствовал, что цвет значит для каждого из нас очень много, как в настоящий момент так и в историческом плане.

Мы сохраняем цветные воспоминания так же как память о запахе (обоняние есть наиболее чистое чувство), и эти воспоминания пробуждают ощущения. И осознавая это, мы вырабатываем свой собственный словарь, связывающий цвета и ощущения. Кто знает почему мы выбираем те или иные цвета для дома, для одежды, или почему один цвет дает нам чувство спокойствия, а другой раздражает? Но эти различия существуют у всех нас и играют большую роль. Когда я начинаю фотографировать, я доверяюсь энергии цвета, которая является подосновой всей моей работы. Цветные и ч/б пары представленные здесь иллюстрируют идею о предпочтительности той или иной пленки в конкретных ситуациях.



Невеста в парке: "Меня привлекла здесь многомерность, которую привнёс цвет. В цветной картинке есть объем, в отличие от сплющенности черно-белой картинки, и это значит для меня очень много. Возможно, самое важное в кадре — это маленькое дерево. Мне очень нравится, что взгляд перескакивает взад-вперед между формальными героями фотографии мужчиной и женщиной, и возвращется к деревцу, как будто именно ему фотография и посвящена, а эти двое лишь по случайности оказались в кадре".



Мать и дитя рядом со стендом с рыбами: «Оба эти кадра имеют оттенок некой абсурдности. Возможно, определить какой из них лучший может помочь только жребий. Съемка была на закате, как подсказывает тон неба и неоновые огни на заднем плане, и поэтому я выбираю цветной кадр, поскольку он содержит несколько больше информации о том моменте, когда эта группа странных людей оказалась оказалась одновременно в одном месте».



Супружеская пара заглядывает в окна выставочного зала: «Хотя обе эти фотографии хороши, но я всегда возвращаюсь к цветному варианту по той причине, что он лучше описывает тональности этого унылого дня, который проживают эти два престарелых парижанина. Всё это чуть менее заметно в ч/б варианте».



Человек, смотрящий в сад: «В этой одномерной фигуре, повёрнутой к зрителю спиной есть что-то от Магритта. Несколькими месяцами позже я почувствовал что Кодахром лучше сможет описать это ощущение. Разнообразие сада, деликатные цвета плаща в послегрозовом освещении, размер и воздействие этой фигуры на пространство сада понравились мне гораздо больше в цвете, чем в черно-белом варианте».

источник



События Photoplay